Пятница, 26.04.2024, 22:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Чирковой Любови Ивановны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Введите ваш логин и пароль
Забыли пароль?
Регистрация

Родителям

КНИГИ В ВЕКАХ

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития.

На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами. Легче всего эту взаимосвязь можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Например, еще сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции семейного чтения.

Возможно, наиболее ярким примером силы книги можно назвать последние дни императора России Николая II. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги - родители читали библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали легкие романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечен разглядыванием книги о паровозах.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если не в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять молодую семью.

 

КАК ЗАРОДИТЬ ТРАДИЦИЮ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом персика, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве - это настоящий "золотой" подарок.

 

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

У вашего ребенка много друзей, он занимается спортом, интересуется компьютером, но вы сомневаетесь, достаточно ли этого для личностного развития и духовного роста ребенка.

Книга – верный помощник родителей в воспитании духовности у детей. Классики русской литературы оставили нашему поколению богатое наследие, на основе которого может строиться нравственное воспитание в семье.

Секрет влияния художественной литературы на формирования личности ребенка состоит в том, что законы нравственности не преподносятся в готовом виде. Главный инструмент писателя – художественный образ, а не назидание. Используя художественные образы, он предоставляет человеку самому сформировать отношение к описываемым в произведении событиям, сделать выводы, извлечь урок.

«Любое произведение искусства, - писал известный отечественный психолог Б.М.Теплов,- тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция»

 

ВОСПИТАНИЕ КНИГОЙ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

В первые несколько лет жизни человека закладываются основы для его духовного роста. На этом этапе родители полностью отвечают за ребенка и должны дать ему представление о красоте, нравственности добре и зле.

В этой сложной задаче родителям может помочь детская литература. Приобщите ребенка к чтению, и оно станет для ребенка источником информации о мире, а для вас – способом воспитания.

«В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них.» - пишет в своей статье «Воспитание чтением: как это происходит?» И. И. Тихомирова, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

 

ВОСПИТАНИЕ КНИГОЙ ПОДРОСТКА

В подростковом возрасте родителям очень трудно найти с ребенком общий язык и оказать на него влияние. Бунтарский характер подростка не подвластен назиданиям и требованиям. И опять на помощь приходит художественная литература.

Подросток – уже достаточно сформировавшаяся личность, с собственным, пусть и небольшим, жизненным опытом. Он уже способен сопоставлять себя с героем литературного произведения.

«Чтение формирует шкалу ценностей, помогает читателю идентифицировать себя с определенной личностью или группой людей, создает установку на определенный тип человеческих отношений. Благодаря нелогическим элементам, присущим искусству, литература способна внешние по отношению читателя социальные нормы, превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце, действовать как безусловный императив» (И. И. Тихомирова).

Родители, сформировав дома библиотеку из книг определенной направленности, и ненавязчиво предлагая ему то или иное произведение, способны привить ребенку вкус к настоящей литературе и помочь ему выстроить собственную систему ценностей, не вступающую в противоречие с нормами морали.

 

 

ВОСПИТАНИЕ ЧТЕНИЕМ

«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский.

Чтение лежит в основе духовного воспитания личности, и задача родителей – привить ребенку любовь к чтению.

В статье «Воспитание чтением: как это происходит?» Ирины Ивановны Тихомировой, кандидата педагогических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств приведены выдержки из книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» ученого В.А. Левидова. Их можно использовать как руководство для родителей применительно к детскому чтению

 

  • Подбирайте произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.

Если книга слишком сложна для понимания в определенном возрасте, юный читатель следит за развитием сюжета, выхватывает только то, что лежит на поверхности, упуская из виду сложную психологическую сторону описываемых событий и характеров. Он не может осознать прочитанного, в результате художественное произведение остается непонятым.

  • В отобранных произведениях выделите ситуации, с которыми, или подобными им, может встретиться, или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскройте воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумайте, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них.

Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.

  • Предложите ребенку изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни. С помощью вопросов побудите его высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на судьбах других людей.

Это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.

  • Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде ролевой игры, с тем, чтобы ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции. Начинать такого рода работу можно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.
  • Обратите внимание на то, что и как читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника не превратилась во врага. Сформировать у ребенка иммунитет к низкопробным книгам, авторы которых ставят под сомнение ценность традиционных святынь – труда, семьи, любви к Родине – задача не только учителей, но и родителей.

 

 

ЧИТАЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Летние каникулы – заслуженный отдых для ребенка после года старательной учебы в школе. Но за лето у детей очень сильно ослабевают навыки чтения. Исследования показывают, что многие первоклассники за летние месяцы утрачивают их, тогда как дети, которым удалось привить интерес к чтению расширяют словарный запас. Читая для удовольствия, ребенок равивает скорочтение.

Пытаясь переключить внимание ребенка на книги, помните, что ему необходимо свободное время, чтобы отдохнуть от учебы. Лето – замечательное время для того, чтобы расслабиться и насладиться радостями детства. Вот несколько советов, как сделать чтение одним из любимых занятий для ребенка.

ЧИТАЙТЕ ВСЛУХ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Когда идете с ребенком на прогулку в парк или едете отдохнуть на природу, возьмите интересную книжку и читайте ребенку вслух. Дайте ребенку почитать для вас некоторые абзацы, не очень много, чтобы не добиться обратного эффекта, пытаясь развить в нем интерес к книгам. Для ребенка, который только учится читать, подойдет чтение по слогам.

ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР

Держите дома побольше интересных книг и научно-познавательных журналов. Не проводите все время перед телевизором, больше читайте, и тогда ребенок, возможно, захочет последовать вашему примеру.

ПРЕДОСТАВЬТЕ СВОБОДУ ВЫБОРА

Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить её с ребенком.

СЛУШАЙТЕ АУДИОКНИГИ

Для маленьких непосед, которые никак не хотят сидеть дома за чтением, купите аудиокниги. Слушайте их в машине или перед сном.

НЕ ТРАТИМ ВРЕМЯ ЗРЯ

В течение дня, когда родители заняты повседневными делами, а дети крутятся рядом, можно поиграть в словесные игры (например, названия городов и стран). Это расширит словарный запас ребенка, он узнает значение новых слов и предложений, в которых они используются.

УСТРОЙТЕ ЭКСКУРСИЮ В БИБЛИОТЕКУ

Родители, тем более, если они заканчивают аспирантуру или получают второе высшее образование, могут взять ребенка с собой в настоящую взрослую библиотеку. Его воображение поразят длинные ряды книг. Расскажите ему, что в них содержатся знания о природе, истории, астрономии. Может ребенок заинтересуется и попросит записать его в детскую библиотеку.

ВЫПИСЫВАЙТЕ ЖУРНАЛЫ

Выписывайте для ребенка журналы с большим количеством красивых иллюстраций. Может, увидев в National Geographic, фоторгафию с экзотическим пейзажем, животным, птицей, он захочет прочитать статью.

ПИШИТЕ ПИСЬМА

Если на лето вы уезжаете отдыхать вместе с ребенком, предложите ему на отдыхе написать письмо кому-нибудь из родственников, пусть он вложит в конверт, выбранную им самим открытку или рисунок. Если есть доступ в интернет, напишите вместе с ребенком e-mail. А если вы путешествуете на машине, у вас есть замечательная возможность научить ребенка пользоваться картой. Пусть он покажет вам дорогу!

 

 

 

КНИГА - КУЛЬТУРА СЕМЬИ

Книга - источник знаний, надежный друг и великий доктор детских душ. Семейный проект "Крепкая Семья" представляет несколько советов о том, как приобщить Ваших детей к домашнему чтению.

ПОМОЩНИК В ДОРОГЕ

Чтение книги возможно в любом месте, а в дороге книга становится незаменимым средством развлечения. Чтение книг является прекрасным способом сократить время в дороге на автобусах и самолетах, или в ожидании приема у врача, столика в ресторане.

КНИГА НА ЗАВТРАК

Вы можете читать в слух во время завтрака, это сблизит ваших детей с книгой и привьет любовь к книге на долгие годы. Так же книга является замечательным подарком на "малораспространенные" праздники - день дружбы, день добра и т.д. Такой подход придаст книге очарование праздника и станет для ребенка настоящим другом.

 

 

Родителям юных читателей

 

Обращение к родителям:
I. 10 причин читать:
1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером - всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
 
II. Памятка для родителей.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
3. Систематически читайте сами. Это форми­рует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи нашего ребенка.
5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения - примерно 40-45 минут.
7. Прививайте навыки культурного и береж­ного обращения с книгой.
8. Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рас­сматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого ро­дители могут привить детям интерес к чте­нию.
9. Рисунки по мотивам любимых книг являют­ся для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоин­ством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми по­желаниями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
III. Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Библиотеку школы ин­тересует отношение детей и родителей к книгам и чтению.
Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре и улуч­шить работу школьной библиотеки.
Просим Вас ответить на предложенные вопросы.
1.Как вы относитесь к чтению?
А) Сами любите читать. 
Б) Не очень любите.
В) Безразлично.
2. Как часто вы читаете?
A) Постоянно.
Б) Довольно часто.
B) Иногда.
3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
А) Классика.
Б) Детективы.
В) Приключения.
Г) Фантастика.
Д) Современная проза.
Е) Женский роман.
Ж) Поэтические сборники.
3) Периодика.
И) Другое (что именно).
4. Есть ли в вашем доме  детская библиотека?
5. Сколько примерно в ней книг?
6. Какие читательские интересы  обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем любит читать?
7. Какие детские журналы Вы выписываете, покупаете, берете в библиотеке;
8. Часто ли Вы читает книги?
A) Ежедневно.
Б) Изредка (сколько раз в неделю).
В) Не читаю вообще.
9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
10. Что по-вашему, дает современному ребенку чтение книг?
11. Какую помощь, вы хотели бы получить от школьной библиотеки?
IV. Предлагаемые книги для детского и семейного чтения (7-10 лет).
- Барри Д. Питер Пэн: Повесть-сказка.
- Бианки В. Лесные домишки: Сказки о животных.
- Гайдар А. Чук и Гек: Рассказ.
- Гераскина Л. В стране невыученных уроков. В стране невыученных уроков-2, или Возвра­щение в страну невыученных уроков: Сказки.
- Голявкин В. Вот что интересно: Рассказы.
- Иванов А. Весь мир - моя нора: Сказки.
- Курляндский А. Вы не были на Таити? По­весть-сказка.
- Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями: Сказка.
- Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсо­не; Эмиль из Лённеберги: Сказки.
- Ливанов В. Дед Мороз и лето: Сказки по мультфильмам.
- Медведев В. Баранкин, будь человеком! Ска­зочная повесть.
- Милн А. Винни-Пух и все-все-все: Сказки.
- Носов Н. Веселая семейка; Витя Малеев в шко­ле и дома; Приключения Незнайки и его друзей.
- Остер Г. Зарядка для хвоста: Сказки.
- Павлович И. Бельчонок Додо: Сказки.
- Пантелеев Л. Буква «ты»: Рассказы.
- Паустовский К. Теплый хлеб: Сказки.
- Пивоварова И. Однажды Kaтя с Манечкой; Рассказы Люси Синицыной. Рассказы.
- Пришвин М. Берестяная трубочка: Рассказы.
- Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода: Повесть-сказка.
- Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

 
  • Минобрнауки России направляет перечень "100 книг" по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Давайте подружим наших детей с книгой, научим их наслаждаться чтением.

В современной семье очень важно руководить чтением своих детей. Это значит постоянно вызывать интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное.

      Ни одно поколение детей выросло на книге Д. Родари "Приключения Чиполлино". Она и сегодня остаётся одной из самых любимых детьми и их родителями. В ней, как известно, овощи и ягоды удивительно похожи на живых людей с разными привычками и характерами, а Чиполлино, главный герой книги,  без назиданий даёт детям урок мужества и честности. Замечательная история рассказана писателем и в другой его книге "Путешествие Голубой Стрелы". Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". Сюжет этой книги уже знаком детям по мультфильму, но возможность соприкоснуться с самой книгой станет для детей радостным событием.

 

 

Зачем читать вслух?

Чтение вслух стимулируем эмоциональное развитие:

  • Повышает уважение к себе;
  • Вырабатывает мотивацию поступков;
  • Стимулирует воображение;
  • Даёт возможность отдохнуть.

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие:

  • Увеличивает запас слов;
  • Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребёнка;
  • Улучшается его восприятие (умение понимать);
  • Повышает уверенность в себе.

 

Чтение вслух стимулирует физическое развитие:

  • Переворачивание страниц способствует  развитию двигательной координации, навыка сложных движений;
  • Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки;
  • Слушание обостряет навыки аудирования.

Чтение вслух стимулирует социальное развитие:

  • Улучшает качество жизни;
  • Члены семьи привыкают к ролевому моделированию;
  • Время проводится в контакте с ребёнком;
  • Читающий узнаёт интересы ребёнка;
  • Читающий чувствует значимость того, кто ему читает.

 

 

Что и как читать малышам?

   Чтение является исключительно полезным навыком, позволяющим людям получать новые сведение о мире и обмениваться информацией друг с другом. Приучать детей к чтению следует с самого раннего возраста.

   В раннем возрасмте развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. Наблюдая за окружающим миром, малыш открывает для себя многообразие форм и размеров предметов, учиться находить причинно следственные связи между событиями.

 

Время читать сказки детям

   Детишки, воспитанные на старых добрых сказках, более открыты миру, легче общаются с людьми и с оптимизмом смотрят в будущее.

   Маленькие дети познают мир в игре, и волшебная сказка им гораздо понятнее и доступнее, чем любые нравоучения взрослых.

   Совсем крохи, ещё не понимающие слов, прекрасно улавливают мелодику и ритм сказки. Чем короче и напевнее будет сказка, тем больше в ней будет повторений, тем быстрее и спокойнее ваш малыш заснёт!

   Именно интонация маминого или бабушкиного голоса и множественные  монотонные повторы успокаивают ребёнка, дают ему ощущение защищённости. Когда малыш вырастет, он навсегда свяжет с этим голосом самые дорогие воспоминания: мамины руки, волосы, мамин запах, тихий свет ночника, тёплое уютное одеяло. Взрослому человеку достаточно «достать» эти воспоминания из памяти, и он вновь сможет почувствовать себя любимым и защищённым.

   Для малыша постарше самыми захватывающими будут волшебные сказки, рассказанные по ролям. Не бойтесь, рассказывая сказку, гавкать и кукарекать, пищать как мышка, и рычать, как тигр. Ролевое исполнение сказки развивает у вашего ребёнка фонетический слух, тренирует память, расширяет кругозор и обостряет мировосприятие, Практически все малыши, читая старые мудрые сказки, где добро побеждает зло, представл

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz